ВОССТАНОВЛЕНИЕ УЧЕТА
ЗАЧЕМ ЭТО ВАМ НУЖНО?

Что такое восстановление учета?

Восстановление бухгалтерского и налогового учёта – комплекс мероприятий, направленных на формирование достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности, а также оценки финансового состояние предприятия.

Это трудоёмкий ретроспективный процесс отражения всех финансовых операций организации.

Когда нужно восстанавливать учет?

1. Отсутствие бухгалтерского учета.

2. Ведение учета с серьёзными нарушениями.

3. Изменение статуса компании.

4. Утрата бухгалтерской базы или документов.

Что будет, если не вести бухучет?

1. Штрафы за несданную отчетность

Максимальный штраф за налоговую отчетность не может превышать 30% от суммы неуплаченного налога.
Минимальный размер штрафа – 1000 рублей.
Уменьшить штраф можно при наличии смягчающих обстоятельств по п. 1 ст. 112 и п. 3 ст. 114 НК РФ.

Для деклараций и расчетов по авансовым платежам за отчетные периоды (кварталы или месяцы), например, для отчетности по налогу на прибыль, штраф 200 рублей за каждую декларацию. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Для расчета по форме 6-НДФЛ штраф составляет 1 000 рублей за каждый месяц просрочки, включая неполные. Начисляется штраф со дня, в который нужно было сдать расчет (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

Штрафы за несдачу формы ЕФС –1 установлены ст. 17 ФЗ от апреля 1996 года № 27-ФЗ. За несвоевременную сдачу отчета штраф составит 500 рублей по каждому работнику, включая сотрудников на ГПД. Если не соблюдать порядок электронной сдачи отчета, то штраф составит 1000 рублей.

Если не сдан подраздел 1.1 раздела 1 (ранее СЗВ-ТД):
  • директору компании грозит предупреждение или штраф в размере 300 – 500 рублей по п. 2 ст. 15.33.2 КоАП
  • компании - штраф 500 рублей за каждого работника.
Если не сдан раздел 2 (ранее 4-ФСС):
  • компании грозит штраф в размере 5 % от начисленных к уплате взносов (за послед. 3 мес. соответствующего периода) по п. 1 ст. 26.30 Федерального закона № 125, но не менее 1000 руб., и не более 30 % от данной суммы взносов.

За отказ представить документы и сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий — 200 руб. за каждый несданный документ.

Передача недостоверных сведений и документов, либо их сокрытие, повлекшее излишнюю выплату пособия, — 20% излишне понесенных фондом расходов (не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб.).

Штраф за непредоставленную в налоговую годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней установлены в ст. 19.7 КоАП РФ. Так, бухгалтерам придется заплатить от 300 до 500 рублей за непредставление в ИФНС годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

За нарушение сроков сдачи отчетности к ответственности могут привлечь директора компании по статье 15.5 КоАП РФ. Руководителя могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей.

Блокировка счета: если компания не сдаст вовремя декларацию по НДС, прибыли, имуществу, расчет по страховым взносам или расчет 6-НДФЛ, ИФНС может принять решение о блокировке ее расчетного счета. При этом сумма блокировки может превышать сумму налога к уплате. Решение о блокировке примут, если период просрочки сдачи отчетности превысил 20 рабочих дней (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Важно! Если вы не успели отправить отчетность из-за технических проблем, например, недоступности канала связи или сбоя ПО, то штрафа можно избежать. Для этого понадобится подтверждение от оператора ЭДО или разработчика учетной системы (Письмо ФНС России от 28.04.2022 N ЕА-4-15/5257@).



2. Административные, налоговые и уголовные санкции

Административный штраф по статье 15.11 КоАП РФ за грубые нарушения при ведении бухучёта может составлять от 5 до 20 тысяч рублей. При повторном нарушении суд вместо штрафа может дисквалифицировать ответственное должностное лицо на срок от 1 до 2 лет.

Штрафы за грубые нарушения в налоговом учёте предусмотрены статьей 120 НК РФ. Это отсутствие первичных документов или учётных регистров, и т.д.
Если нарушения в налоговом учёте не повлекли за собой занижения налогов, штраф составит от 10 до 30 тыс. руб. Если же возникла недоимка, сумма штрафа будет равна 20% от неуплаченного налога или взноса, но не менее 40 тыс. руб.
При крупной неуплате налогов свыше 15 млн руб. за три года виновным лицам грозит уголовное преследование (ст. 199 УК РФ). Максимальный штраф в такой ситуации может составить до 500 тыс. руб. Возможна также дисквалификация на срок до 3 лет и лишение свободы на срок до 6 лет.

Административные и уголовные санкции за нарушения в бухучёте и начислении налогов обычно применяют к директору. По закону именно руководитель отвечает за организацию учёта в компании (ст. 7 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Но могут пострадать и другие должностные лица. Например, наказать могут главбуха, если проверяющие докажут, что он принимал непосредственное участие в уклонении от налогов.



3. Проблемы в управлении бизнесом

Управленческий учет основан на информации из бухгалтерии. Поэтому при отсутствии бухгалтерских данных руководитель не сможет полноценно управлять бизнесом.

Так, если нет достоверной информации по расчётам, организация не сможет вовремя заплатить кредит, счета поставщикам или проконтролировать возврат долгов покупателями. А это приведет к пеням и штрафам, уменьшению объема оборотных средств, а также пострадает ваша репутация.

Если нет точного учёта материальных ценностей — это благоприятная основа для воровства. Например, если у вас не ведется контроль за кассовой дисциплиной (кассир не всегда пробивает чеки и т.п.), то недобросовестный сотрудник может скрыть от вас часть выручки.

Если конфликт с контрагентами или сотрудниками дойдёт до судебного разбирательства, то компания скорее всего проиграет, ведь данных учёта или вообще нет, или они искажены.

Если же налоговая или трудовая инспекция назначат проверку - невозможно будет обойтись без штрафов. Ведь подготовить к проверке все необходимые документы и восстановить учет крайне сложно в сжатые сроки.

Что входит в услугу?

План работ по восстановлению учета зависит от степени его "запущенности" и объема недостающих документов. Но, как правило, представляет собой следующие этапы:

  1. Экспресс-диагностика существующего учета, выявление объема отсутствующих документов и степени искажения учета.
  2. Сбор недостающих документов и информации.
  3. Проверка правильности оформления имеющихся первичных документов и хозяйственных операций в учете.
  4. Отражение недостающих документов и информации в учете, исправление учета.
  5. Перерасчет налогов и подготовка корректирующей отчетности.
  6. Подготовка рекомендаций по ведению бухгалтерского и налогового учета.